- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конституция ссср 1936 года
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002075 |
Тема: | Конституция ссср 1936 года |
Содержание
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: конституция ссср 1936 года СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА 5 1.1 Условия принятия конституции СССР 1936 года…………………..5 1.2. Высшие органы государственного управления и власти 11 1.3. Местные органы государственной власти и управления 17 1.4. Суд и прокуратура. 17 ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 Г. 20 2.1. Свобода совести 20 2.2. Право на образование 23 2.3. Право на труд 24 2.4. Право на отдых 24 2.5. Право избирать и быть избранным 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 29 ВВЕДЕНИЕ Первые советские Конституционные законы появились одновременно с возникновением Советского государства. Первым Конституционным законом обобщающего характера стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она являлась по существу малой Конституцией Советского государства. Конституция РСФСР 1918 года ликвидировала существовавшие в дореволюционной России сословные, национально-религиозные и другие привилегии и ограничения и утвердила достоинство человека труда. Цент тяжести передвигался от формального признания свобод к фактическому обеспечению пользования свободами со стороны трудящихся. Первые Конституции устанавливали права трудящихся на пользование землей, участие в рабочем контроле и управлении производством, в использовании свободы мнений, союзов, собраний, избирательных прав. Следует отметить, что тогда разграничивались статусы различных категорий лиц: “граждане”, “трудящиеся”, “нетрудовые элементы”. Декретировалось лишение отдельных лиц и некоторых групп прав, которые могли их использовать в ущерб революции. Но авторы первых Конституций не собирались увековечивать подобные ограничения. По мере прекращения сопротивления эксплуататоров предполагалось распространение норм Конституции на все население. В первых Советских Конституциях не были закреплены неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право на образование и формулировались как задачи Советской республики. Переход к НЭПу сопровождался существенными позитивными сдвигами в расширении прав граждан, в частности политических и культурных. Следует заметить, что в течение всей советской истории существовали две тенденции по отношению к правам и свободам человека и гражданина. С одной стороны проявлялись позитивный импульсы, которые дала революция, ее первые декреты, Конституция 1918 года. Так период НЕПа является одним из ярких выражений этой тенденции. С другой стороны, бюрократическая административно-командная система, которая начала складываться в конце 20-х начале 30-х годы, привела к гибели миллионов людей, сопровождавшиеся массовыми нарушениями прав граждан. Однако Конституцией СССР 1936 года были внесены ряд новых положений, которые я хочу рассмотреть в данной работе. Конституция СССР 1936 года внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему. Конституция СССР 1936 г. - весьма противоречивый документ. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право, прямые и равные выборы при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеральную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив почти беспредельно широкие полномочия общефедеральному "центру". В известном смысле она была демократичнее Конституции 1918 г., и вместе с тем она стала прикрытием бескомпромиссной реакции и режима личной власти. Цель курсовой работы: рассмотреть и определить основные принципы конституции 1936г. Задачи работы: 1) Рассмотреть права и свободы Конституции СССР 1936г. 2) Определить основные органы государственного управления и власти. 3) Рассмотреть местные органы государственной власти и управления. Объект работы: Конституция СССР 1936г. Предмет работы: особенности Конституции СССР 1936г. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА. 1.1. Условия принятия Конституции СССР 1936 года Вступление СССР в новый исторический этап своего развития определило необходимость привести политико-юридическую надстройку советского общества в соответствие с кардинальными изменениями в экономической и социально-политической жизни. 30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) внесло на рассмотрение Пленума ЦК вопрос о Конституции. Рассмотрев этот вопрос, Пленум решил войти от имени ЦК партии на VII Всесоюзный съезд Советов с предложением о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы: замены не вполне равных выборов равными, многостепенных — прямыми, открытых — закрытыми; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в соответствии с соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности и т.п. Доклад о проекте Конституции СССР на съезде сделал председатель Конституционной комиссии И. В. Сталин. Первого декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял постановление: 1. Представленный Конституционной комиссией ЦИК СССР проект Конституции Союза ССР одобрить и принять за основу. 2. Для рассмотрения внесенных поправок и дополнений и установления окончательного текста Конституции СССР создать Редакционную комиссию в составе 220 человек. 3. Поручить Редакционной комиссии в трехдневный срок представить на рассмотрение съезда окончательный текст Конституции СССР, учтя, при этом, как результаты всенародного обсуждения проекта Конституции, так и обсуждение на самом съезде. Вырабатывая окончательный текст проекта Конституции СССР, Редакционная комиссия внесла в него 48 поправок и дополнений, которые коснулись 38 статей проекта. Большинство этих поправок носило редакционный характер. Однако в некоторые статьи были внесены добавления, имеющие существенное значение. Так, в ст. 6 было включено положение о том, что земля, находящаяся в распоряжении колхозов, закрепляется за ними не только в бессрочное (что было предусмотрено в проекте), но и бесплатное пользование. Ст. 10 уточнена и дополнена указаниями на то, что закон охраняет не только личную собственность граждан, как говорилось в проекте, но и право ее наследования. В ст. 12 было включено дополнение о том, что труд в СССР является не только обязанностью каждого способного к труду гражданина, но и делом чести. В ст. 35 были внесены принципиальные изменения, устанавливающие прямые выборы гражданами СССР Совета Национальностей Верховного Совета СССР и нормы представительства в Совете Национальностей от республик, автономных областей и национальных округов. Конкретно, в ст. 35 Проекта было указано, что Совет Национальностей составляется из депутатов, выделяемых Верховными Советами союзных и автономных республик, т. е. не избирается непосредственно гражданами СССР, подобно тому как должен был избираться Совет Союза. В дополнении к ст. 40 говорилось, что законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик. Ст. 48 устанавливала избрание заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР по числу союзных республик. Существенные изменения и дополнения были также внесены в статьи, касающиеся полномочий высших органов государственной власти и органов государственного управления. Пятого декабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. Съезд утвердил текст Конституции СССР сначала постатейно, а затем в целом, и поручил ЦИК СССР на основе новой Конституции разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить сроки выборов в Верховный Совет СССР. В ознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР. Конституция СССР 1936 года провозглашала завершение строительства основ социализма принадлежность власти трудящимся, союз рабочего класса с крестьянством, интеллигенцией и другими слоями народа. В Конституции 1936 г. впервые достаточно полно были урегулированы вопросы общественного, государственного устройства, определена система высших органов власти и управления, суда и прокуратуры. Выделялись главы, посвященные правам и обязанностям граждан, избирательная система. Основой общественного строя провозглашалась социалистическая система хозяйствования и социалистические методы управления экономикой, непосредственная демократия. Вводилось всеобщее восьми классовое образование, бесплатное медицинское обслуживание, семичасовой рабочий день. Хотя социалистическая идеология пронизывали Конституцию СССР 1936 года, в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Данная конституция заложила основы командно-административной системы управления, в значительной степени подняв значение исполнительной власти. Вслед за Конституцией СССР 1936 года 21 января 1937 г. была принята Конституция РСФСР 1937. года Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и имела следующую структуру: 1. Общественное устройство. 2. Государственное устройство. 3. Высшие органы государственной власти. 4. Органы государственного управления РСФСР. 5. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик 6. Органы государственного управления автономных республик. 7. Органы государственной власти автономных республик. 8. Местные органы государственной власти. 9. Бюджет РСФСР. 10. Суд и прокуратура. 11. Основные права и обязанности граждан. 12. Избирательная система. 13. Герб, флаг, столица. 14. Порядок изменения Конституции. Эта Конституция сохраняла основы социалистической государственности, фиксировала добровольное объединение РСФСР с равноправными республиками. Проект Конституции 1936 года не обошелся и без критики иностранных государств. В своем докладе Сталин И.В. подробно остановился на критике, парируя каждый укол "буржуазного мышления": Проект Конституции действительно существует в природе, но он не представляет большого интереса, так как он является по сути дела не проектом конституции, а пустой бумажкой, пустым обещанием, рассчитанным на то, чтобы сделать известный маневр и обмануть людей. Они добавляют при этом, что лучшего проекта и не мог дать СССР, так как сам СССР является не государством, а всего-навсего – географическим понятием, а раз он не является государством, то и конституция его не может быть действительной конституцией". Вторая группа критиков "не прочь признать известные достоинства за проектом Конституции, она считает его положительным явлением, но она, видите ли, очень сомневается, чтобы ряд его положений можно было провести в жизнь, ибо она убеждена, что эти положения вообще неосуществимы и должны остаться на бумаге. Это, говоря мягко, скептики. Они, эти скептики, имеются во всех странах". Еще одна группа критиков, атакуя проект новой Конституции, характеризует его, как "сдвиг вправо", как "отказ от диктатуры пролетариата", как "ликвидацию большевистского режима". "Большевики качнулись вправо, это факт" – говорят они на разные голоса. Особенно усердствуют в этом отношении некоторые польские и отчасти американские газеты. Наконец, еще одна группа критиков. Если предыдущая группа обвиняет проект Конституции в отказе от диктатуры рабочего класса, то эта группа обвиняет его, наоборот, в том, что он ничего не меняет в существующем положении в СССР; что он оставляет нетронутой диктатуру рабочего класса, не допускает свободу политических партий и сохраняет в сильнейшее руководящее положение партии коммунистов в СССР. При этом эта группа критиков считает, что отсутствие свободы партий в СССР является признаком нарушения основ демократизма. Как отмечал Сталин, новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведут ныне борьбу против фашистского варварства. Еще большее значение имеет новая Конституция СССР для народов СССР. Если для народов капиталистических стран Конституция СССР будет иметь значение программы действий, то для народов СССР она имеет значение итога их борьбы, итога их побед на фронте освобождения человечества. В результате пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь свою Конституцию, трактующую о плодах наших побед. Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Законом допускалась мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом страны. Труд рассматривался как обязанность. Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конст.СССР, в случае их расхождения действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство. Высшим органом власти в СССР становился Верховный совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза( избирался по территор. округам) и Совета Национальстей (избир. по союзным, автон.республикам, областям и нацин. округам). Обе палаты признавались равноправными, работали в сессионном порядке. Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В конституции давался перечень союзных (обороны, иност. дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного тран-та, тяжелой и оборонной промышленности ) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной пром-ти, земледелия, финансов и т.д.) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики. 1.2. Высшие органы государственного управления и власти С принятием Конституции СССР 1936 г. прекратили свое существование съезды Советов. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР. Существенно расширилась компетенция общесоюзных органов. Так, ст. 14 поручала высшим органам власти СССР "...контроль за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР". К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде - все эти полномочия передавались общефедеральным органам, что означало усиление централизации управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция - право назначать следственные и ревизионные комиссии, что позволяло ему контролировать деятельность всего государственного аппарата. К ведению Верховного Совета СССР относились утверждение изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное устройство. Принятие новой Конституции СССР имело громадное международное значение. Она вызвала живой отклик мировой общественности. В прогрессивной печати многих стран был опубликован проект, а затем и окончательный текст Конституции 1936 г. Миллионы трудящихся за рубежом оценили новую Конституцию СССР как документ всемирно-исторической важности, закрепивший победу социализма в СССР, как воплощение своих сокровенных дум и чаяний, как программу борьбы за мир, демократию и социальный прогресс. Трудящиеся всего мира рассматривали Конституцию СССР как обвинительный акт против империалистической реакции, прежде всего против германского и итальянского фашизма, как документ, закрепляющий широкие демократические права и свободы, причем не только в политической, но и в социально-экономической области. "Это — событие большой важности,— писали, например, швейцарские рабочие.— В то время как фашисты уничтожают элементарные права народа, лишают демократию всякого конкретного содержания, в СССР великолепно расцвела подлинная демократия. Рабочий класс должен везде осуществлять такую демократию". Право па труд, провозглашенное Конституцией СССР 1936 г., произвело особенно сильное впечатление на рабочих в капиталистических странах. Значение этого факта усиливалось тем, что наша Конституция была принята в то время, когда в буржуазных государствах насчитывались десятки миллионов безработных. Высоко оценив новую Конституцию СССР, известный французский писатель-гуманист Ромен Роллан писал: "Эта Конституция показывает всему миру, что СССР окончательно победил косные силы, оставшиеся от старого строя. Это — установление настоящей демократии... Это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества — свободы, равенства и братства" . Новая Конституция СССР произвела столь сильное впечатление па самые широкие слои населения капиталистического мира, что даже значительная часть буржуазной прессы США, Англии, Франции и других стран была вынуждена назвать ее выдающимся документом. Буржуазная французская газета "Эксцельсиор", оценивая проект Конституции СССР 1936 г., отмечала, что "самые придирчивые гористы, верные памяти великих предков якобинцев, должны быть довольны этим проектом" . Важное международное значение имело провозглашение в новой Конституции СССР идей борьбы за мир, против империалистической агрессии. В ст. 49 Конституции подчеркивалось, что Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиями Верховного Совета может объявить состояние войны только в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии. Все это закреплялось в СССР конституционно в то время, когда Германия, Италия и Япония открыто встали на путь ускоренной подготовки к войне. Высшим органом государственной власти по Конституции СССР 1936 года является Верховный совет СССР. Он же является единственным законодательным органом СССР. Верховный совет СССР избирается гражданами СССР по избирательным округам сроком на 4 года по норме 1 депутат на 150 тысяч населения. Сессии Верховного совета СССР созываются Президиумом Верховного совета два раза в год. Верховный совет СССР избирает Президиум Верховного совета СССР. Он также избирает мандатную комиссию, которая подтверждает полномочия депутатов Верховного совета СССР. Верховный совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Президиум Верховного совета СССР в соответствии с Конституцией СССР 1936 года обладает следующими полномочиями: 1) созывает сессии Верховного совета СССР; 2) издает указы; 3) дает толкование законов СССР; 4) проводит всенародный опрос (референдум); 5) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и т.д.; 6) в период между сессиями Верховного совета освобождает от должности и назначает на должность отдельных министров; 7) присваивает почетные звания СССР. 8) осуществляет право помилования граждан, осужденными органами СССР; 9) назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах; 10) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных прием дипломатических представителей иностранных государств. Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР. Верховный Совет СССР избирается тайным голосованием из числа народных депутатов СССР Съездом народных депутатов СССР и ему подотчетен. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны. Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Союза и Совета Национальностей. Каждая палата Верховного совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР: 1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР; 2) по предложению Президента СССР образует и упраздняет министерства СССР и другие центральные органы государственного управления СССР; 3) по представлению Президента СССР утверждает Премьер-министра, дает согласие на сессии либо отклоняет кандидатуры членов Кабинета Министров СССР и членов Совета безопасности СССР, дает согласие на освобождение от должности указанных лиц; 4) избирает Верховный Суд СССР, Высший арбитражный суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР, назначает Председателя Контрольной палаты СССР; 5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; 6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик; 7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений; 8) дает толкование законов СССР; 9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций; 10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет; 11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР; 12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников; 13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; 14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности; 15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; 16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР; 17) издает общесоюзные акты об амнистии; 18) имеет право отменять акты Кабинета Министров СССР в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР; 19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР; 20) в период между Съездами народных депутатов СССР принимает решение о проведении всенародного голосования (референдума СССР); 21) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления. Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР. 1.3. Местные органы государственной власти и управления Органами государственной власти и управления в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках являются Съезды депутатов трудящихся. Они избираются соответственно трудящимися этих территориальных единиц. Сессии краевых и областных Советов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год. Сессии районных Советов депутатов трудящихся созываются не реже шести раз в год. Сессии городских и сельских Советов – не реже одного раза в месяц. Советы депутатов трудящихся руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на совей территории, устанавливает местный бюджет, руководит деятельностью подчиненных ему органов управления, обеспечивает охрану городского порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан. Советов депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР, автономных республик. 1.4. Суд и прокуратура. Правосудие в СССР осуществляется только судом. В СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах. Правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, Верховными судами республик в составе СССР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными и районными судами. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом. Верховный суд СССР является высшим судебным органом СССР. Он избирается сроком на 5 лет. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Союза ССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд СССР состоит из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав Верховного Суда СССР входят по должности председатели Верховных Судов союзных республик. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР. Народные суды избираются района на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Краевые и областные суда, суды автономных областей, национальных и административных округов избираются краевыми, областными и т.д. Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Верховные суды автономных республик избираются Верховными советами автономных республик сроком на 5 лет. Разбирательство дел в суде открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения обеспечения обвиняемому права на защиту. Судьи независимы и подчиняются только суду. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории СССР осуществляется Генеральной прокуратурой СССР, а также прокуратурами республик в составе СССР. Прокурор СССР назначается сроком на 5 лет. Прокуроры республик назначаются Генеральным прокурором СССР сроком на 5 лет. Краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Генеральным прокурором сроком на 5 лет. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Генерального прокурора СССР сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР. Надзор за точным и единообразным исполнением законов СССР всеми министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, местными Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, политическими партиями, общественными организациями и массовыми движениями, должностными лицами, а также гражданами осуществляется Генеральным прокурором СССР, прокурорами союзных республик и подчиненными им прокурорами. Генеральный прокурор СССР ответствен перед Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР и им подотчетен. Срок полномочий Генерального прокурора СССР - пять лет. ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 Г. 2.1. Свобода совести. Конституция СССР 1936 года расширила перечень социально-экономических, политических, культурных и личных прав. Ряд новых конституционных положений имел реальное значение, однако в целом конституционная реформа конца 30-х годов не привела к реальному улучшению положения. Закрепленная в Конституции СССР 1936 года статья о приоритете государственной собственности прикрывала экономическую власть бюрократии, а норма о партии, как о руководящем ядре государственных и общественных организаций по сути ликвидировала возможность политической свободы. В Конституции данная свобода формулируется как право иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких, т.е. быть атеистом. В царской России по существу не было свободы совести. В ст. 81 Основных Государственных Законов говорилось, что российские подданный пользуются свободой веры. Это означало, что каждый человек должен был исповедовать одно из признанных законом вероучений – православное, лютеранское и т.д. Отрицание принадлежности к той или иной религии было чревато самыми неприятными последствиями в повседневной жизни. Например, атеист не мог жениться, ибо законным признавался только церковный брак. Вообще все важнейшие моменты в жизни человека, такие как рождение, смерть, юридически оформлялись только через церковь. Во всех учебных заведениях преподавался “закон божий”, и человек, желающий учиться, должен был изучать и эту науку. Допуская возможность выбора вероисповедания, закон гласил, что “первенствующей и главенствующей в Российской империи, является православная вера”. Советское государство с первых дней своего существования объявило свободу совести для всех граждан. Декларация прав народов России отменила все национально-религиозные привилегии и ограничения. Во всех учебных заведениях упразднилось преподавание церковных дисциплин. Таким образом, Конституция РСФСР 1936 года основывалась на принципе “государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т.е. быть атеистом...” Отделение церкви от государства означало, что государство и его органы не вмешиваются в религиозную деятельность верующих и их объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. С другой стороны, религиозные объединения не имеют права вмешиваться в дела государства, они занимаются только вопросами связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Поэтому и закон считал, что “каждый гражданин может исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой”. При этом любые привилегии или ограничения для верующих или неверующих запрещались. Советская власть разрешала свободное исполнение обрядов с одним лишь условием: чтобы эти обряды не нарушали общественного порядка и не посягали на права граждан и государства. Особо оговаривалось в декрете о такой функции, которая раньше являлась важной сферой деятельности церкви – об участии церкви в образовании. Принцип отделения школы от церкви означал, что преподавание каких бы то ни было вероучений во всех учебных заведениях запрещалось. Отделяя церковь от государства, Советская власть подчеркивала, что она не нуждается в церковной поддержке. “Но в Основном законе был еще один важный момент: признавая за всеми гражданами свободу антирелигиозной пропаганды, Конституция вместе с тем допускала и свободу религиозной пропаганды, создавая тем самым условия для честного поединка двух диаметрально противоположных идеологий”. В ст. 124 Конституции СССР 1936 года говорилось, что в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами. Фактически Конституция еще раз подтвердила положение о свободе совести, закрепленное ранее. Но необходимо отметить, что данная норма, по сравнению с Конституцией РСФСР 1918 года была дополнена. Свобода отправления религиозных культов обеспечивалась и охранялась законом. За воспрепятствование совершению религиозных обрядов предусматривалась ответственность. Вместе с тем в СССР запрещались религиозные секты и осуществление религиозных обрядов, если они нарушали общественный порядок или сопровождались посягательствами на жизнь и права граждан. Никто не мог уклониться от выполнения обязанностей граждан под предлогом религиозных убеждений. В СССР существовал специальный государственный орган – Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который, не вмешиваясь в во внутрицерковные дела, наблюдал за правильным применением законодательства о религиоз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: